sarlynx (sarlynx) wrote,
sarlynx
sarlynx

Categories:

Солнце, воздух и вода

Что для большинства сейчас представляет из себя отдых? Неделя или 10 дней там, куда позволяет отправиться семейный бюджет. При этом зачастую в недельную программу получается впихнуть двухнедельную, поэтому если и удается отключить на это время мысли о работе и прочих заботах, то об отдыхе физическом можно и не мечтать. Так сколько же нужно человеку времени, чтобы действительно отдохнуть?
Многие говорят, что начинают выходить из рабочего ритма только спустя две недели после начала отпуска. Может, поэтому раньше путевки в санатории были дня эдак на 24, а в пансионатах, домах отдыха и турбазах, где основной упор делался на общее оздоровление или активный туризм, otpuskпродолжительность отдыха начиналась от 10-12 дней? Отечественная система здравоохранения наверняка опиралась на какие-либо исследования на эту тему.
В свое время в нашей стране существовало просто огромное количество санаторно курортных учреждений. Их фотографии сейчас хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Это и дома отдыха для будущих мам, для родителей с детьми, молодёжные, колхозные и межколхозные, однодневные (для отдыха в выходной день) санатории, профилактории, грязе- и кумысолечебницы.
Отдых во всевозможных санаториях не сводился только к лечению и соблюдению режима дня, который способствовал возвращению организма к спокойствию и размеренности бытия. Здесь были и прогулки по тенистым аллеям парков, и танцевальные вечера, и просмотры кинофильмов, а еще встречи с известными деятелями культуры, экскурсионные поездки по природным и историческим достопримечательностям, занятия физкультурой и спортом, катание на лодках, а в зимнее время — на лыжах и коньках.
Кроме того, в санаториях можно было встретить и отдыхающую знаменитость. Так, одна женщина рассказывала, что отдыхала в том же санатории, что и популярный в Советском Союзе румынский эстрадный певец и киноактер Дан Спэтару, и даже познакомилась с ним.
Приобретались путевки обычно по профсоюзной линии за неполную стоимость. А совсем бесплатной путевкой в санаторий или дом отдыха могли наградить передовых сотрудников. И не только отдельных граждан, а, например, целый хор. О таком поощрении железнодорожников писала энгельсская газета "Большевик" от 24 июня 1937 года.
фото взято отсюда
Газета Большевик (г.Энгельс), №145, 24.06.1937В газетной заметке речь идет о "пловучем доме отдыха". Говорят, что такая формулировка до сих пор встречается в путевках на речные круизы. Можно подумать, что речь идет именно об этом. Однако, это не совсем так. Да, обычно подобные дома отдыха располагались на судах, курсирующих по большим рекам (Волга, Дон и т.д.), отдых предполагал стоянки в городах и экскурсии, но вместе с тем, здоровью и тонусу отдыхающих уделялось немало внимания. Конечно, поскольку это был все же дом отдыха, а не санаторий, никаких процедур не предполагалось, а вот обязательный для всех подъем и утренняя гимнастика непременно были.
В одном из материалов мне встретилась информация о том, что направления в такие дома отдыха чаще всего выписывали неврастеникам или просто нервно истощенным людям, тем, кто «сгорал на работе».

В советское время все дома отдыха были государственными, зачастую — закрепленными за различными производствами и организациями, так что не удивительно, что и плавучие дома отдыха тоже были ведомственными. Например, колесный пароход «Клим Ворошилов» эксплуатировался до войны как плавучий дом отдыха для военнослужащих Московского военного округа, а пароход, возивший железнодорожников, так и назывался - "Железнодорожник".
На снимке ниже - работники железной дороги как раз на этом пароходе-доме отдыха. Фотография сделана в селе Павловское 30 июля 1949 года на Волге около Ярославля, о чем свидетельствует надпись на обороте фотокарточки
post-156-1202579805
Увеличенная вывеска
post-156-1202580094
Знатоки речного флота могут меня поправить, но есть сведения о том, это судно ходило и под другим названием - "Волга".
фото отсюда
29276


Стоит сказать, что юношам и девушкам тоже был не чужд подобный отдых. Например, еще в 1927 году по Волге ходил пароход Волжского государственного речного пароходства (ВГРП) "Алмаз" и на нем располагалась "пловучая здравница" "Жемчужина". В каждый двухнедельный рейс пароход брал до 200 человек молодежи. Занимались исключительно спортом. Стоимость такой "здоровой, прекрасно обставленной поездки по средней Волге" была, согласно журналу, "78 руб. 24 копеечки".
Что удивительно, на пароходах, баржах и паромах располагались даже пионерлагеря! С трудом представляю себе определенное количество детей в ограниченном пространстве, окруженном со всех сторон водой, но подобный детский отдых практиковался достаточно широко. Например, газета «Волжская коммуна» писала в мае 1946 года: "17 мая от пристани Куйбышев отошел в Саратов пароход "Волжская коммуна" – он оборудован под летний плавучий Дом отдыха для пионеров и школьников. На борту парохода проведут летние каникулы сотни детей рабочих и служащих".
На сайте "Российские речные круизы" нашла рассказ Юрия Фомина - тогдашнего школьника, - который в 46 году ходил по Волге на пароходе Н.Г.Чернышевский. Поездка длилась со 2 августа по 3 сентября:
"1946 год. Совсем недавно кончилась война. Многие города еще в развалинах, но мирный ритм жизни начинает восстанавливаться. Кроме рейсовых пароходов по Волге начинают ходить и туристические, или как они тогда назывались – плавучий дом отдыха (для взрослых) или пионерлагерь (для детей).
И вот на одном из таких плавучих пионерлагерей мне посчастливилось совершить поездку из Горького до Астрахани и обратно. Пароход назывался «Н.Г.Чернышевский», построен он был в 1905 году, принадлежал пароходному обществу «Самолет», сначала назывался «Нижним Новгородом», в 1910 году был переименован в «Князь Дмитрий Ростовский», а в 1919 году стал называться «Чернышевским» и проходил по Волге до 1960 года"
фото отсюда

Как вспоминает Юрий Фомин, заходил пароход и в Саратов:
"Саратов мне не понравился. Он показался каким-то пыльным и неуютным. В краеведческом музее нам показали самолет одного из героев Советского Союза и рассказали, что самолет был подарен летчику саратовским колхозником, купившем его на свои личные сбережения 100 тысяч рублей. Летчик пролетал на этом самолете всю войну, громил фашистских захватчиков, остался цел и невредим, а после войны передал свой самолет в дар музею. У меня осталось впечатление, что это самый главный экспонат музея. Поскольку пароход наш носил имя Чернышевского, то нас повели также в музей Чернышевского, где долго и подробно рассказывали о жизни, делах и книгах Николая Гавриловича. После этого была сделана групповая фотография во дворе дома-музея".

В посте использована информация со следующих сайтов и форумов:
Тонкости туризма, ЖЖ-сообщества ru_history, интернет-газеты "Самара сегодня", портала Infoflot.ru, "Русский коллекционер" (ссылка на копию страницы от Яндекса), pantikapei.ru, а также книги "Проект 737. Среднемагистральные пассажирские пароходы СССР середины ХХ века. Часть II"
Tags: СССР, корабли, отдых
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments