sarlynx (sarlynx) wrote,
sarlynx
sarlynx

"А мы уйдем на север!.." - 2017. Лядины. По музеям. Шаг первый

Музеи в селах часто могут дать фору городским краеведческим музеям. Они удивляют количеством интересных экспонатов, соблазняют возможностью подержать многие из них в руках, а отдельные - даже использовать по назначению.
Такое количество и сохранность старых вещей, возможно, объясняется меньшей скоростью смены жизненного уклада на селе, а может, стесненными жилищными условиями горожан, которым, прежде чем купить что-нибудь нужное, приходится сначала продать (или выкинуть) что-нибудь ненужное. Ну а в деревне всему вышедшему из употребления почти всегда найдется место в каком-нибудь сарае или на чердаке.
В Лядинах кусочки мозаики прошлого собраны даже не в одном, а в нескольких музеях. Сегодня побываем в одном из них
dsc_5338_44465051805_o-2.jpg
Практически каждую из вещей здесь можно сопроводить собственной историей, которая не потерялась в ушедших годах, а живет как в воспоминаниях дарителя, так и в памяти хранителя музейной коллекции.
Вот, например, мужские кирзовые сапоги, обнаруженные на пороге здания после того, как во время одной из экскурсий было сказано об отсутствии таковых в экспозиции, хотя подобная обувь была в ходу в этих краях, при этом носили ее не только взрослые, но и дети.
Или вот платок, которому уже больше ста лет. Бабушка нашего экскурсовода Марья Павловна как-то набрала 13 килограммов подснежной клюквы, сдала их в торговую лавку, а за это получила поллитровую банку клюквенного варенья и этот, как здесь говорят, "плат". Носить его особо не носили, всё в сундуке хранили.
А еще тут выставлен черный пинджак. Подобный хотела иметь каждая местная женщина. Называли его здесь исключительно как "пинжак". На этих словах мы все дружно вспомнили про "пинжак с карманАми". Вот мелочь ведь, а как подчеркивает местные языковые традиции!
dsc_5335_43562287170_o-2.jpg
Экскурсоводов в маленьких музейчиках вообще можно заслушаться! Тут вам и мелодика, и диалект, и местные словечки, которые давно вышли из оборота в городах.
Вот, например, слово ендова знакомо многим. А тут ее называли "чашей доброго человека". Коли желала хозяйка угостить сельчан, то наряжалась и выходила с полной чашей пива
dsc_5339_43562285680_o-2.jpg
Или вот словосочетание "сукнЯные надЕтки". Так в общем называли верхнюю одежду. "Надетки" образованы от слова "надевать", ну а "сукняные", понятное дело, обозначают ткань.
Или еще отличная история про то, как менялась мода в Лядинах. Практически до середины прошлого века здесь сохранялись традиции в одежде. Первые изменения связаны с началом Великой Отечественной войны и эвакуированными, которые шли через село. В основном, это были финны. Старушки рассказывали, что за мякушку хлеба, который назывался житник или овсенник, "кое-цо покупали у кувырканных". "Кувырканные" - это эвакуированные, поскольку местным сложно было выговорить это слово, а "кое-цо" звучит именно так потому, что звук Ч не использовался. Под этим "кое-что" имеется ввиду ситец и сатин. Кроме того, одна из финнок по имени Хельма задержалась в Лядинах на 10 лет. Будучи по профессии швеёй, она прививала местным городской вкус в одежде. Но со старым все равно не расстались до конца. В пятидесятые в селе была сыграна свадьба в традиционной одежде, а уже в наше время в Лядинах проводилась конференция, во время которой местные жители демонстрировали старую одежду и даже нашли для показа пару старинных свадебных платьев
dsc_5381_31587073968_o-2.jpg
Но многое все равно уходит в прошлое за ненадобностью. Так, например, пришлось ехать аж в Венгрию, чтобы возродить на каргопольской земле ремесло кубовой набойки - нанесения узора на ткань. Этот проект получил президентский грант
dsc_5327_43562285300_o-2.jpg
Лядины стали первым местом за два года путешествия, где нам подробно описали весь процесс получения синей ткани с рисунком, которая шла на пошив сарафанов, прозванных "синяками", хотя подобные сарафаны встречаются во многих музеях. Процесс этот как весьма сложен и продолжителен, так и весьма вреден. Чего только стоит использование солей свинца или серной кислоты. Из-за этого работать приходится в масках.
Изначально рисунок наносится на белую ткань, при этом больше всего для этого подходит отбеленный лен, поскольку на нем лучше держится краска, которая называется "вапа"
dsc_5345_44465051955_o-2.jpg
Доски, которые есть в музее, - новые. На них нанесен местный орнамент. Старые либо не сохранились, либо дерево покоробилось от времени и ровный рисунок уже не получится
dsc_5330_44465051675_o-2.jpg

dsc_5329_43562285450_o-2.jpg
Сохнуть ткань с орнаментом должна сутки. Потом ткань можно красить. Для этого берется специальное устройство под названием "баран", на которое за самый верх крепится ткань.
Раствор для окрашивания, в который опускают ткань, называется "куб". В его состав входят едкий натр, гидросульфид и краска индиго. Процесс "посинения" не быстрый и занимает не меньше часа. В это время ткань то опускают в бочку, то достают оттуда. Как только нужный цвет проявился, ткань снимают с "барана" и быстро опускают в воду с добавлением серной кислоты. В итоге вапа сходит, не дав при этом закрасить орнамент. Но и это еще не конец работы: ткань нужно хорошо прополоскать в холодной воде, чтобы она перестала линять, а затем останется нанести завершающие мазки краской по рисунку
dsc_5352_44465052165_o-2.jpgСарафан, который шили из такой ткани, называли не только "синяк", но еще и "набоечник". Ремесло это было весьма распространенным. Так, в середине XIX века в Каргополе было 23 подобных мастерских. В селах и деревнях этим обычно не занимались, пользуясь услугами профессиональных мастеров-набоечников. Они ходили от одного куста деревень к другому, выполняя заказ на ткань, а затем отправлялись в следующий населенный пункт
dsc_5348_43562285830_o-2.jpg
Прочность окраски настолько высокая, что, по словам нашего экскурсовода Надежды Федоровны, она носила сарафан-набоечник лет шесть, а он практически не побледнел от регулярных стирок.
Надежда Федоровна вообще мастер на все руки и очень много знает о рукоделии прошлого. Да и сама может и соткать, и расшить. В девяностые она была одним из инициаторов создания в Лядинах центра дополнительного образования, в котором дети от 7 до 17 лет обучались различным ремеслам, в том числе и работе за ткацкими станками
dsc_5369_44465053315_o-2.jpg
Полностью целых станков на тот момент в селе уже практически не осталось, так что пришлось собирать их из сохранившихся частей, а какие-то детали изготовить. Сначала на станках делали самые простые половички с разными узорами, потом стали делать ткани. И этим занимались не только преподаватели, но и приходившие на занятия дети. Вот пример детской работы, по которой видна часть тех подводных камней, о которых даже и не догадываешься, не познакомившись с процессом ткачества
dsc_5308_44465050615_o-2.jpg
Рисунок на ткани не совпадает из-за разного усилия, с которым прижимаются нити. Ткань делали дети разного возраста, а у каждого получается своя плотность ткани. Ну а Надежда Федоровна здесь же изготовила ткань для своего первого сарафана. Крупная клетка повторяла узор старинной юбки
dsc_5307_43562287020_o-2.jpg
Кстати, только кажется, что сотканная таким образом ткань должна быть грубоватой. Все, конечно, зависит от нитей. По большей части в Лядинах пользовались современными, но ради эксперимента как-то повторили весь процесс от выращивания льна до пошива конечного изделия. Без прялок не обошлось, конечно
dsc_5319_30439084097_o-2.jpg
Эти расписные датируются концом XIX-началом ХХ века. До этого прялки украшали резным узором. Ну а отличительной особенностью именно лядинских прялок являются часы
dsc_5341_30439084477_o-2.jpg     dsc_5342_30439084567_o-2.jpg
Ну а эта рубаха тоже сделана в центре допобразования. Вышивка, правда, не набрана за ткацким станком (такую называют "браное узорочье"), а вышита отдельно вручную
dsc_5310_43562284640_o-2.jpg
Кроме этого, школьники занимались в центре ковроткачеством, которое, несмотря на кропотливость занятия, нравилось детям чуть ли не больше других ремесел.
Это лядинский "тройник"
dsc_5306_44465050405_o-2.jpg
Ну а эта картина во всю стену изображает одно из преданий, в котором князь во время охоты в медвежьем краю повстречался с медведем. Зверь был готов его растерзать, но тут появился старичок и медведь упал замертво
dsc_5321_43562285160_o-2.jpg
Выставлено еще шикарное поле с воронами, прилетевшими на Каргополье даже из Мурманска и Москвы. Собрались вороны тут не просто так. Дело в том, что раньше Каргополь называли Каргино поле, а слово "карга" в простонародье означает "ворона". Связано происхождение этого названия города с историей о князе Вячеславе. Как-то возвращался он из боевого похода на чудь белоглазую и со своей дружиной отдыхал на большом просторном поле, на котором было множество ворон. И назвал князь это место "каргиным полем"
dsc_5324_44465051325_o-2.jpg
Сейчас центр допобразования уже не работает, что очень жаль, потому что кружки, подобные тем, которые были здесь, тонкими ниточками соединяют нынешнее и предыдущие поколения, чьи знания корнями уходят в далёкое прошлое.
В Лядинах изделия труда односельчан, к счастью, продолжают хранить в музее. Целый стенд, в частности, отведен под берестяные изделия, сплетенные руками местных мастеров
dsc_5356_30439084747_o-2.jpg
Сальникова Федора Архиповича знали не только жители, но и туристы, увозившие на память из Лядин какую-нибудь вещицу из берёзовой коры
dsc_5353_43562286060_o-2.jpg
Сто и больше лет назад мастеру по плетению работы хватало круглый год. Одних лаптей только сколько нужно было изготовить! Так, в 1892 году в 7 селениях Лядинской волости был 201 дом, в котором проживали 630 мужчин и 732 женщины, в общей сложности 1362 человека. В последующие годы население увеличивалось. В одном только 1914 году в Лядинах родились 85 детей: 47 мальчиков и 38 девочек.
До революции обязанности и занятия у детей были совершенно отличными от привычных современным детям, даже в школу тогда ходили не все. Собственно, и школы-то как таковой тут не было. Всеобщее образование пришло вместе с советской властью и начальная школа располагалась в Лядинах в том здании, в котором находится музей.
Ученический дух тут по-прежнему царит в одной из комнат, где собраны вещи, связанные со школой
dsc_5359_44465052675_o-2.jpg
Старые портфели, форма, чернильницы, листки тетрадей
dsc_5358_30439084787_o-2.jpg
Учебники, в одном из которых мы нашли несколько строк о родном Саратове
dsc_5368_44465053035_o-2.jpg

dsc_5362_44465052815_o-2.jpg

dsc_5365_44465052925_o-2.jpg

dsc_5366_43562286540_o-2.jpg
и экзаменационные билеты, написанные еще перьевой ручкой, которые долгие годы хранились на чердаке у кого-то из жителей
dsc_5360_43562286370_o-2.jpg
На одном из стендов можно прочитать надпись: "Дети учились в школе и помогали матерям". А дел по дому в то время было более чем достаточно. Чем занимались и как выглядели некоторые орудия труда расскажу в следующий раз.
А пока еще парочка интересных экспонатов:
набивной платок к столетию со дня рождения Владимира Ильича
dsc_5313_43562284850_o-2.jpg
и утюг с трубой и лицом
dsc_5318_43562285040_o-2.jpg
На одной из деталей можно увидеть изображение Льва Николаевича
dsc_5317_44465051065_o-2.jpg

Архангельская область - 2017
Архангельское кружево
Видеозарисовки
Как ежик стал совой, или из истории пряничного дела
Ратный музей
Архангельск с черного входа
Архангельск с черного входа. Ч.2
Территория смелых
По-над рекой
Проезжая Северодвинск
Кудемская узкоколейка
Куртяево
Кий-остров
Кий-остров. И на камнях растут деревья
Кий-остров. Море у порога
Кий-остров. Берег памяти
Кий-остров. Наследие патриарха Никона
Кий-остров. Церковь Всех Святых
Кий-остров. Пернатые обитатели
Кий-остров. От заката до рассвета, ч.1
Кий-остров. От заката до рассвета, ч.2
Кий-остров. О погоде
Город Онега
Вдоль Онеги. Верховье
Вдоль Онеги. Поле
Вдоль Онеги. Поле. Деревянный модерн и резные мотивы
Вдоль Онеги. Пияла
Вдоль Онеги. Пияла. Вознесенская церковь
Вдоль Онеги. Пияла. Колокольня
Вдоль Онеги. Турчасово
Вдоль Онеги. День отдыха
ПГТ Савинский
С Онеги в Кенозерье. Два моста, церковь и закат
Кенозерье. Часовня Св. Николая Чудотворца в Вершинино
Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.1
Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.2
Кенозерье. Кенозеро


Архангельская область - 2016
1. Постотпускное
2. "А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная
3. "А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города
4. "А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы
5. "А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный
6. "А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски
7. "А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского
8. "А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)
9. "А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина
10. "А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка
11. "А мы уйдем на север!.." Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские
12. "А мы уйдем на север!.." Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское
13. "А мы уйдем на север!.." Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера
14. "А мы уйдем на север!.." Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера
15. "А мы уйдем на север!.." Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей
16. "А мы уйдем на север!.." Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей
17. "А мы уйдем на север!.." Ч.16. Архангельск. Хостел "Тройка"
18. "А мы уйдем на север!.." Ч.17. Колесный пароход "Н.В. Гоголь"
19. "А мы уйдем на север!.." Ч.18. Колесный пароход "Н.В.Гоголь" (окончание)
20. "А мы уйдем на север!.." Ч.19. Северодвинск. Остров Ягры
21. "А мы уйдем на север!.." Ч.20. Беломорская идиллия: волны, ракушки, птицы и ночь у костра
22. "А мы уйдем на север!.." Ч.21. Великий Двор
23. "А мы уйдем на север!.." Ч.22. Переправа, переправа...
24. "А мы уйдем на север!.." Ч.23. На родине Ломоносова
25. "А мы уйдем на север!.." Ч.24. На родине Ломоносова. Куростровские были
26. "А мы уйдем на север!.." Ч.25. На родине Ломоносова. Резное искусство
27. "А мы уйдем на север!.." Ч.26. Холмогоры
28. "А мы уйдем на север!.." Ч.27. Машина времени в детство
29. "А мы уйдем на север!.." Ч.28. Лесной отель "Голубино"
30. "А мы уйдем на север!.." Ч.29. Вдоль по Пинеге
31. "А мы уйдем на север!.." Ч.30. Красная Горка
32. "А мы уйдем на север!.." Ч.31. Голубинский карстовый массив
33. "А мы уйдем на север!.." Ч.32. Голубинский карстовый массив. Пещера "Голубинский провал"
34. "А мы уйдем на север!.." Ч.33. Водопад на Святом Ручье
35. "А мы уйдем на север!.." Ч.34. Заповедная Сотка
36. "А мы уйдем на север!.." Ч.35. Заповедная Сотка (окончание)
37. "А мы уйдем на север!.." Ч.36. Память
38. "А мы уйдем на север!.." Ч.37. Рассветная Пинега
39. "А мы уйдем на север!.." Ч.38. Пинежские истории
40. "А мы уйдем на север!.." Ч.39. Пинежские истории (окончание)
41. "А мы уйдем на север!.." Ч.40. Кулой
42. "А мы уйдем на север!.." Ч.41. Кимжа
43. "А мы уйдем на север!.." Ч.42. Кимжа. Кресты, кони, мельницы и ода жителям
44. "А мы уйдем на север!.." Ч.43. От Кимжи до Мезени
45. "А мы уйдем на север!.." Ч.44. Исторический город Мезень
46. "А мы уйдем на север!.." Ч.45. Исторический город Мезень (окончание)
47. "А мы уйдем на север!.." Ч.46. Малые Корелы

Tags: Архангельская область, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “музеи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments