?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кенозерский национальный парк, созданный относительно недавно - в самом конце 1991 года, - не такой уж большой, как может показаться на первый взгляд: 72 км с юга на север и 27 - с запада на восток. Что такое 72 и тем более 27 км по современным автомобильно-самолетным меркам? Но оценивать Кенозерье с этой позиции совершенно не стоит. Глобальная цивилизация споткнулась и застряла где-то по дороге в эти края, которые во многом остаются жить так же, как жили и сто, и двести лет назад.
Что было, а кое-где и остается подспорьем в быту северянина этих мест, составляя при этом огромный культурный пласт той самой деревянной Руси, и расскажу в этом посте
DSC_4213
Сразу хочу отметить то, что очень порадовало в Вершинино. Можно много говорить об умирающих деревнях, о том, что люди перебираются в города, но при этом не делать ничего, чтобы как-то изменить ситуацию. В Кенозерском национальном парке действует школа юного экскурсовода, а тем, кто занимается в ней, доверяют проводить настоящие экскурсии. И надо сказать, что дети рассказывают о родном крае отнюдь не хуже умудренных опытом взрослых экскурсоводов - не теряются и находят, что ответить на задаваемые туристами вопросы
DSC_4206
А спросить тут есть о чем. Все-таки не каждый день перед глазами оказываются странные на вид предметы, которые сопровождали труд и быт жителей Севера столетней давности. Выставка разделена на три части и занимает три амбара, каждый из которых представляет одно из самых распространенных кенозерских ремесел
DSC_4202
Первая экспозиция носит название "Азбука древодела" и знакомит, естественно, с тем, без чего мы не представляем Русский Север - искусством обработки древесины. Кстати, этот амбар, в отличие от остальных двух, построен в XIX веке и перевезен в Вершинино
DSC_4736
Главный инструмент тут - это топор. Несмотря на то, что пилам уже достаточное количество лет, многие не признавали этот инструмент, оставаясь верными старому доброму топору
DSC_4241
Считалось, что если срубить дерево топором, то поры на древесине закроются, дерево не будет впитывать влагу и, соответственно, дольше не будет гнить. Мало того, до XIX века тех, кого мы называем сейчас плотниками, здесь звали рубленниками, поскольку все постройки они возводили с помощью топора, то есть рубили
DSC_4219
Богатое разнообразие топоров
DSC_4223
Конечно, плотник мог использовать и другие инструменты, а мог и не пользоваться ими
DSC_4239

DSC_4235
Я только несколько из них знаю. Названия остальных звучат как проверка на трезвость. Скажите-ка быстро зензубель, шпунтубель, да фальцгебель
DSC_4211
Основное умение, которым должен был владеть плотник - это, конечно, строительство дома. При этом построить его можно по-разному, используя различные виды рубки. На Кенозерье получили распространение четыре вида рубки дома: в чашу, в лапу, в охряпку и в чашу с противопазом. Первый из них - в чашу - самый простой и самый распространенный способ, который не требовал от плотника особых умений. По углам здания получались своеобразные выступы, которые хорошо защищали угол дома от ветров. В лапу рубили неотапливыемые помещения, например амбары или холодные церкви. У этого способа есть свой несомненный плюс: построенные таким образом здания гораздо легче затем обшить. Рубка "в охряпку" - смесь двух предыдущих видов, а вот способ "в чашу с противопазом" - один из самых сложных, но при этом один из самых надежных. Это соединение бревен предохраняло  их от сдвига, а когда со временем дом состаривался, то он не искривлялся и намного меньше садился
DSC_4222
Не забывали и об украшении домов. Коня, например, поместить на крышу
DSC_4230
А под крышу - солнце. Его двенадцать лучей символизируют месяца года, а само солнце является символом плодородия и счастья
DSC_4214
Плотники занимались не только строительством домов или амбаров, они также могли сделать всевозможные полезные в быту вещи
DSC_4249
И, конечно, куда без храмового искусства. Интерсено было посмотреть на то, как сделана луковичная главка часовни.
На основание крепились лопасти, на которые с качестве изоляционного материала натягивалась береста, а уже ее сверху покрывали лемехом
DSC_4240
Кроме плотников, еще одними уважаемыми на деревне людьми были кузнецы. Об этом ремесле рассказывается в следующем амбаре, который получил название "Гефестово подворье".
Кузнецы частенько считались людьми загадочными, а порой их причисляли к колдунам, настолько непонятным простому люду было искусство преображения куска металла. Впрочем, в деревнях кузнецов очень часто приглашали на свадьбы, усаживая на самое почетное место. Кузнец должен был следить, чтобы во время свадьбы никто не навел на жениха и невесту порчу или не сглазил их
DSC_4261
Кузницы на деревне играли роль своеобразных мужских клубов. Женщины обходили их стороной, считая, что там обитает нечистая сила, ну а мужчины, пользуясь этим, собирались в кузницах не только для того, чтобы наточить плуг или подковать лошадь, но и чтобы обсудить местные новости.
Все свои знания и секреты мастерства кузнецы передавали от отца к сыну, и на Кенозерье были целые династии кузнецов. Самой известной и продолжительной была династия Гусевых
DSC_4257
Гусевы, в том числе, владели искусством изготовления ботал - колокольчиков для домашних животных. Считалось, что звук хорошего ботала слышен за 6-7 километров от местонахождения животного, и далеко не каждый кузнец мог сделать такое ботало
DSC_4259
Одним из интересных предметов, которые рождались в кузницах прошлого, на Кенозерье была "коза". На фото ниже это такое приспособление с деревянной ручкой и несколькими рогами спереди. Из нашей группы экскурсантов никто не угадал предназначение этого инструмента. Между тем, нужна она была для ловли рыбы в ночное время. За деревянное основание "козу" привязывали к носу легкой лодки и клали в нее высушенные корни сосны, которые горели и при этом не трещали. Благодаря этому устройству, пространство под лодкой освещалось, свет приманивал рыбу, а рыбак ловил ее с помощью остроги. Отмечу, что в наши дни применение подобной "козы" запрещено, сейчас это считается браконьерствомDSC_4260
Коли уж поймали рыбу, то надо ее и приготовить. А вот тут не обойтись без визита в еще один амбар с интересным названием "Китоврасово подворье". Выбрано оно было по имени одного из мифических существ, с которого чаще всего лепились детские глиняные игрушки - Китовраса. Больше нам это персонаж, правда, знаком как кентавр
DSC_4268
Кроме Китовраса также весьма популярен был еще один персонаж - Полкан. При этом, если Китовраса, в основном, почитали в Плесецком части Кенозерья, то Полкана в Каргопольском, что отразилось на количестве игрушек с этими героями легенд
DSC_4265
Ну а отличить плесецкую игрушку от каргопольской можно не только по персонажам, но и по оформлению. Каргопольская игрушка всегда красиво расписана, а плесецкая остается простой
DSC_4276

DSC_4296
Но чтобы быть заметной, не обязательно быть яркой, так ведь?
DSC_4278

DSC_4273
Конечно, глиняные игрушки - это, по сути, гончарное баловство, использование остатков глины, которой уже не хватает на полезные в хозяйстве миски да горшки.
Кенозерские горшки весьма необычны. Их отличительной особенностью является отсутствие плоского дна, то есть они не предназначены для печи и стола. Пищу в них готовили на костре, а затем сосуд ставили в землю или песок
DSC_4294
Для крепости и красоты в глину добавляли мелкие камешки и ракушки, а на сами горшки наносили орнамент. Сейчас такая керамика называется ямочно-гребенчатой. Распространена она была по всему северо-западу
DSC_4292
Наличие ямочек на стенках горшков имеет не столько оформительское, сколько утилитарное значение: они были нужны в том числе и для того, чтобы пища в горшке равномерно прогревалась и быстрее готовилась
DSC_4280
Сегодня гончаров на Кенозерье практически не осталось, в том же Вершинино работает только один гончар. Но, что интересно, жителей деревни Карпова Гора, которая особенно прославилась своими мастерами, до сих пор по старой памяти иногда называют горшками
DSC_4843
Ну а что еще можно было встретить в кенозерском доме XVIII-XIX веков, покажу в следующий раз. Побываем еще в одном амбаре, название которого нам настолько понравилось, что мы распечатали фотографию с ним и повесили у себя на лоджии.


Архангельская область - 2017
Архангельское кружево
Видеозарисовки
Как ежик стал совой, или из истории пряничного дела
Ратный музей
Архангельск с черного входа
Архангельск с черного входа. Ч.2
Территория смелых
По-над рекой
Проезжая Северодвинск
Кудемская узкоколейка
Куртяево
Кий-остров
Кий-остров. И на камнях растут деревья
Кий-остров. Море у порога
Кий-остров. Берег памяти
Кий-остров. Наследие патриарха Никона
Кий-остров. Церковь Всех Святых
Кий-остров. Пернатые обитатели
Кий-остров. От заката до рассвета, ч.1
Кий-остров. От заката до рассвета, ч.2
Кий-остров. О погоде
Город Онега
Вдоль Онеги. Верховье
Вдоль Онеги. Поле
Вдоль Онеги. Поле. Деревянный модерн и резные мотивы
Вдоль Онеги. Пияла
Вдоль Онеги. Пияла. Вознесенская церковь
Вдоль Онеги. Пияла. Колокольня
Вдоль Онеги. Турчасово
Вдоль Онеги. День отдыха
ПГТ Савинский
С Онеги в Кенозерье. Два моста, церковь и закат
Кенозерье. Часовня Св. Николая Чудотворца в Вершинино


Архангельская область - 2016
1. Постотпускное
2. "А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная
3. "А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города
4. "А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы
5. "А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный
6. "А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски
7. "А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского
8. "А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)
9. "А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина
10. "А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка
11. "А мы уйдем на север!.." Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские
12. "А мы уйдем на север!.." Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское
13. "А мы уйдем на север!.." Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера
14. "А мы уйдем на север!.." Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера
15. "А мы уйдем на север!.." Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей
16. "А мы уйдем на север!.." Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей
17. "А мы уйдем на север!.." Ч.16. Архангельск. Хостел "Тройка"
18. "А мы уйдем на север!.." Ч.17. Колесный пароход "Н.В. Гоголь"
19. "А мы уйдем на север!.." Ч.18. Колесный пароход "Н.В.Гоголь" (окончание)
20. "А мы уйдем на север!.." Ч.19. Северодвинск. Остров Ягры
21. "А мы уйдем на север!.." Ч.20. Беломорская идиллия: волны, ракушки, птицы и ночь у костра
22. "А мы уйдем на север!.." Ч.21. Великий Двор
23. "А мы уйдем на север!.." Ч.22. Переправа, переправа...
24. "А мы уйдем на север!.." Ч.23. На родине Ломоносова
25. "А мы уйдем на север!.." Ч.24. На родине Ломоносова. Куростровские были
26. "А мы уйдем на север!.." Ч.25. На родине Ломоносова. Резное искусство
27. "А мы уйдем на север!.." Ч.26. Холмогоры
28. "А мы уйдем на север!.." Ч.27. Машина времени в детство
29. "А мы уйдем на север!.." Ч.28. Лесной отель "Голубино"
30. "А мы уйдем на север!.." Ч.29. Вдоль по Пинеге
31. "А мы уйдем на север!.." Ч.30. Красная Горка
32. "А мы уйдем на север!.." Ч.31. Голубинский карстовый массив
33. "А мы уйдем на север!.." Ч.32. Голубинский карстовый массив. Пещера "Голубинский провал"
34. "А мы уйдем на север!.." Ч.33. Водопад на Святом Ручье
35. "А мы уйдем на север!.." Ч.34. Заповедная Сотка
36. "А мы уйдем на север!.." Ч.35. Заповедная Сотка (окончание)
37. "А мы уйдем на север!.." Ч.36. Память
38. "А мы уйдем на север!.." Ч.37. Рассветная Пинега
39. "А мы уйдем на север!.." Ч.38. Пинежские истории
40. "А мы уйдем на север!.." Ч.39. Пинежские истории (окончание)
41. "А мы уйдем на север!.." Ч.40. Кулой
42. "А мы уйдем на север!.." Ч.41. Кимжа
43. "А мы уйдем на север!.." Ч.42. Кимжа. Кресты, кони, мельницы и ода жителям
44. "А мы уйдем на север!.." Ч.43. От Кимжи до Мезени
45. "А мы уйдем на север!.." Ч.44. Исторический город Мезень
46. "А мы уйдем на север!.." Ч.45. Исторический город Мезень (окончание)
47. "А мы уйдем на север!.." Ч.46. Малые Корелы

Posts from This Journal by “музеи” Tag

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
alice2015
Jul. 20th, 2018 08:17 am (UTC)
Какой душевный музей, прямо вот теплом и уютом повеяло) и игрушки очень симпатичные.
sarlynx
Jul. 20th, 2018 08:28 am (UTC)
Еще бы топориком помахать в образовательных целях, так вообще легко на душе бы стало)))
extrimbiz
Jul. 20th, 2018 02:40 pm (UTC)
А глиняные игрушки (которые рыбы, медведи, лев) - это современные или старина?
sarlynx
Jul. 21st, 2018 02:00 am (UTC)
Игрушки современные, сделанные специально для экспозиции. Старых мало осталось
extrimbiz
Jul. 21st, 2018 07:46 am (UTC)
>Игрушки современные, сделанные специально для экспозиции. Старых мало осталось

Печалька :)
valcat2018
Jul. 21st, 2018 01:07 pm (UTC)
Красиво,но это даже не Московия....мокша.,эрзя.....при чем здесь Русь?
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

sarlynx
sarlynx

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com