Началась эта история в 1639 году. По дороге с Соловков лодка с иеромонахом Никоном попала в шторм, спастись от которого удалось в бухте острова. По обычаю того времени, на месте спасения был поставлен крест. Как вспоминал впоследствии сам Никон, "...И во время то от великого морского волнения едва не потопихомся, но, уповающе на силу божественного животворящего креста, спасение получихом перед Онежским устьем, к пристанищу, к Кию острову... Будуще же тогда на том острову, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте святый и животворящий крест..."
Вернувшись сюда много лет спустя, он обнаружил все такие же голые скалы и удивительным образом сохранившийся крест, сумевший противостоять северным стихиям. А став патриархом, Никон испросил дозволения у царя Алексея Михайловича основать на острове монастырь. Царь не только разрешил, но и выделил на строительство шесть тысяч рублей. Внесла свой вклад в основание монастыря и царевна Татьяна Михайловна - пожаловала тридцать четыре рубля, по два пуда воска и ладана, и еще ризы для священнослужителей.
Строительство обители началось в 1656 году. В первые годы здесь появились лишь деревянные постройки. Одна из них - стена вокруг монастыря
Что же касается каменных зданий, то практически все их возвели во время третьего визита Никона на остров - в 1660-1661 годах, успев построить всего за один летний сезон. Сегодня это кажется совершенно невероятным
Строительство шло, естественно, не только силами монахов, но и трудников - в тот период их на острове было до трехсот человек
Самым первым каменным храмом монастыря стала церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на заглавном фото. Возведена она была после видения, которое явилось Никону
На маленьком острове существовала серьезная проблема с хорошей пресной водой. И вот в первую же ночь пребывания здесь Никону явился посланец Божий и указал, где копать колодец. В этом месте оказался единственный на острове источник прекрасной родниковой слабоминерализованной воды, скрытый в расщелине скал. Запасы воды оказались весьма значительны, так что этой водой пользуются до сих пор. Над колодцем Никон устроил церковь и освятил ее 1 августа 1660 года в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, о чем свидетельствует надпись на закладном каменном кресте, вмурованном в стену. На внешней же стене церкви установлен закладной крест на основание монастыря
Сейчас у собора одна глава, а когда-то, по разным данным, было три или пять
Вот как выглядел монастырь в конце XIX-начале ХХ века

Открытка того периода

В основании храма лежит естественный гранитный фундамент. Огромные валуны использовались и при возведении стен монастырских построек
Даже если стены побелены, эти мощные глыбы все равно проглядывают сквозь слой штукатурки
Использованы здесь и разноразмерные кирпичи, а также обтесанные камни
Эдакая стенная мозаика
Свое название собор и монастырь получили по главной реликвии - кипарисовому кресту, который изготовили в 1656 году в Палестине по заказу патриарха. Крест этот был точно таких же размеров, как и тот, на котором распяли Христа. В крест вложили около 400 святых мощей, причем 90 из них были высокочтимые: кусочек креста Христова, кровь святых мучеников, части святых камней палестинских - камней Гроба Господня, гроба Богородицы, а также частицы святых мест, где ступала нога Спасителя. В Москве крест украсили золотом, чеканным серебром и усыпали множеством драгоценных камней.
Чтобы попасть на Кий-остров, крест проделал долгую дорогу: крестный ход в сопровождении роты стрельцов шел из Москвы до Онеги. Первые 18 верст пути его сопровождали сам царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
На Кие крест установили в центр алтаря и храм получил название Крестовоздвиженского, что нечасто встречается на побережье Белого моря, где основна масса церквей посвящена Николаю Угоднику - покровителю моряков.
После прибытия на остров креста, в монастырь начинается массовое паломничество. При этом те, у кого не было денег, везли сюда мешок плодородной земли. Так, тщанием не только Никона, но и всей России, Кий-остров из непригодного для жизни превратился практически в райский уголок со множеством трав и деревьев
Простоял крест в главном храме обители до 1920-х годов, вплоть до закрытия монастыря
После этого крест вначале отправили на Соловки, а оттуда в музей антирелигиозного искусства. Главная реликвия монастыря сохранилась до наших дней, правда, уже без богатых украшений и ценных для верующих деталей. Сейчас крест находится в одном из московских храмов, а на Кий-острове установлена его копия
Сегодня регулярных богослужений в Крестовоздвиженском соборе, насколько я поняла, по-прежнему не ведется, но при необходимости здесь все для этого есть
В первые годы гонений на Церковь монастырь лишился не только креста - местных монахов сослали на Соловки, а иконами выстлали мостовые, причем положили их ликами кверху
Собор же превратился в увеселительное заведение. Долгое время он использовался как клуб, а в 1960 году в нем была построена кинобудка, в алтарной же части устроена сцена. Старые стулья вдоль стен сейчас стоят как напоминание о совсем недавних временах совершенно иных ценностей
Кстати, интересно, что собор и до революции использовался не вполне традиционно: центральный барабан храма в ХIХ веке служил маяком. Высокие застекленные окна, сквозь которые проходил свет, также придавали легкость зданию. Сегодня они почти все заложеныЧтобы оказаться под куполом, сейчас нужно обладать не только определенными росто-весовыми параметрами
Прибавьте к ним еще хороший вестибулярный аппарат
И определенную долю смелости и ловкости. Наверху уже не слишком надежное кирпичное основание, поэтому по нему никто не ходит, что дает неплохой шанс кирпичам сохраниться подольше.
Кстати, только во время разбора фотографий заметила кирпич в правом нижнем углу. Он с клеймом?
А стенные кирпичи здесь вот такие
Несмотря на то, что собор выглядит гораздо лучше многих храмов, которые мы видели до этого, ему тоже требуется реставрация
Другие же бывшие монастырские здания выглядят еще хуже. Особенно внутри
Последние по времени широкомасштабные реставрационные работы на Кий-острове проводились с 1966 по 1976 год под началом архитектора Гали Владимировны Алферовой, широко известной благодаря активной исследовательской и реставрационной работе в монастыре Нового Иерусалима и церкви Воскресения в Кадашах, Киеве и городах Средней Азии. Кстати, нашла выходные данные ее книги о реставрационных работах на Кие, но электронный вариант издания не смогла найти, к сожалению.
К сожалению, масштабы реставрации тех лет сложно оценить сегодня, так как в 70–80-е гг. памятники Кий-острова пережили пожары и штормы, целое десятилетие часть из них (Трапезный комплекс и колокольня) стояли без кровли, рухнули стропильные конструкции и своды каменного Келейного корпуса, разрушена одна из несущих стен Трапезной палаты
И все теперь нужно начинать сначала
В советское время все эти здания были приспособлены под нужды существующего здесь до сих пор дома отдыха "Кийский": каменный келейный корпус «на погребах» на протяжении нескольких десятилетий использовался как хранилище для овощей и под кабинеты администрации, в трапезной одностолпной палате устраивались танцы. В деревянном же настоятельском корпусе до настоящего времени размещаются номера для отдыхающих
В сезон здесь и сейчас многолюдно
Условия отдыха тут весьма, как говорят, спартанские, но это не останавливает тех, кто приезжает сюда из года в год, предпочитая вид из окна благам цивилизации
Домики самые простые деревянные
Хотя жили же мы в таких на турбазах в свое время. И очень даже хорошо проводили время: по вечерам собирались на крылечке с гитарой или за партией в нарды. И никаких телефонов)
На Кие те, кому тяжело без мыслей о больших городах, могут забронировать номер на местном Арбате
Какое-то время назад у дома отдыха стало на один старый жилой корпус меньше, сейчас в нем проводятся реставрационные работы и здание обретет изначальное предназначение - вновь станет храмом. О Церкви Всех Святых, которая считается самой древней сохранившейся постройкой Крестного монастыря, расскажу в следующий раз.
А в завершение еще несколько фото
Использована информация из книг о Кий-острове и патриархе Никоне, а также статьи "Крестный Онежский монастырь: святыня на Кий-острове в Белом море". Авторы: Кольцова Т.М., д-р искуствоведения,
Архангельская область - 2017
Видеозарисовки
Как ежик стал совой, или из истории пряничного дела
Ратный музей
Архангельск с черного входа
Архангельск с черного входа. Ч.2
Территория смелых
По-над рекой
Проезжая Северодвинск
Кудемская узкоколейка
Куртяево
Кий-остров
Кий-остров. И на камнях растут деревья
Кий-остров. Море у порога
Кий-остров. Берег памяти
Архангельская область - 2016
1. Постотпускное
2. "А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная
3. "А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города
4. "А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы
5. "А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный
6. "А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски
7. "А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского
8. "А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)
9. "А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина
10. "А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка
11. "А мы уйдем на север!.." Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские
12. "А мы уйдем на север!.." Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское
13. "А мы уйдем на север!.." Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера
14. "А мы уйдем на север!.." Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера
15. "А мы уйдем на север!.." Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей
16. "А мы уйдем на север!.." Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей
17. "А мы уйдем на север!.." Ч.16. Архангельск. Хостел "Тройка"
18. "А мы уйдем на север!.." Ч.17. Колесный пароход "Н.В. Гоголь"
19. "А мы уйдем на север!.." Ч.18. Колесный пароход "Н.В.Гоголь" (окончание)
20. "А мы уйдем на север!.." Ч.19. Северодвинск. Остров Ягры
21. "А мы уйдем на север!.." Ч.20. Беломорская идиллия: волны, ракушки, птицы и ночь у костра
22. "А мы уйдем на север!.." Ч.21. Великий Двор
23. "А мы уйдем на север!.." Ч.22. Переправа, переправа...
24. "А мы уйдем на север!.." Ч.23. На родине Ломоносова
25. "А мы уйдем на север!.." Ч.24. На родине Ломоносова. Куростровские были
26. "А мы уйдем на север!.." Ч.25. На родине Ломоносова. Резное искусство
27. "А мы уйдем на север!.." Ч.26. Холмогоры
28. "А мы уйдем на север!.." Ч.27. Машина времени в детство
29. "А мы уйдем на север!.." Ч.28. Лесной отель "Голубино"
30. "А мы уйдем на север!.." Ч.29. Вдоль по Пинеге
31. "А мы уйдем на север!.." Ч.30. Красная Горка
32. "А мы уйдем на север!.." Ч.31. Голубинский карстовый массив
33. "А мы уйдем на север!.." Ч.32. Голубинский карстовый массив. Пещера "Голубинский провал"
34. "А мы уйдем на север!.." Ч.33. Водопад на Святом Ручье
35. "А мы уйдем на север!.." Ч.34. Заповедная Сотка
36. "А мы уйдем на север!.." Ч.35. Заповедная Сотка (окончание)
37. "А мы уйдем на север!.." Ч.36. Память
38. "А мы уйдем на север!.." Ч.37. Рассветная Пинега
39. "А мы уйдем на север!.." Ч.38. Пинежские истории
40. "А мы уйдем на север!.." Ч.39. Пинежские истории (окончание)
41. "А мы уйдем на север!.." Ч.40. Кулой
42. "А мы уйдем на север!.." Ч.41. Кимжа
43. "А мы уйдем на север!.." Ч.42. Кимжа. Кресты, кони, мельницы и ода жителям
44. "А мы уйдем на север!.." Ч.43. От Кимжи до Мезени
45. "А мы уйдем на север!.." Ч.44. Исторический город Мезень
46. "А мы уйдем на север!.." Ч.45. Исторический город Мезень (окончание)
47. "А мы уйдем на север!.." Ч.46. Малые Корелы