sarlynx (sarlynx) wrote,
sarlynx
sarlynx

Скоропечатня Левенсона

В чем прелесть прогулки по большому и не слишком хорошо знакомому городу? В том, что почти за каждым поворотом тебя ждет какое-нибудь открытие. Стоит уйти с шумных проспектов на маленькие улочки, как открывается совсем другой мир.
Этот дом (наверняка отлично знакомый большинству интересующихся архитектурой москвичей) мы с подругой нашли совершенно случайно - наткнулись на него, пытаясь найти альтернативный путь. Глядя на эти башенки, плавные линии, цветочные мотивы, сразу подумалось: "Шехтель?" Оказалось, что архитектором здания действительно был один из наиболее ярких представителей стиля модерн

Меня не покидает ощущение, что на рубеже XIX-XX веков жили неисправимые романтики. Как, скажите, сочетается похожее на замок здание с типографией? А вот руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом помещении.
Кстати, именно здесь Марина Цветаева напечатала свой сборник стихов «Волшебный фонарь»

Это здание занимала администрация, архитектурное решение производственного корпуса гораздо проще. Зато при его строительстве были применены передовые для того времени технологии: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). В здании также были цеха хромолитографии, переплетный, нумерационный, а перед фабричным корпусом, были устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов

Участок под строительство здания Товарищество приобрело в 1899 году. К тому времени это была уже известная типография, удостоенная звания Поставщика Двора Его Императорского Величества за выполнение заказа Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны. Этот факт был отражен на фасаде

Кроме того, типография специализировалась на выпуске художественных изданий, альбомов художников, программ для всех Императорских театров. В течение театрального сезона типография, под редакцией самого Александра Александровича Левенсона, издавала газету под названием «Ежедневное либретто». В ней печатались, в основном, новости культуры, и она содержала много рекламы

С Федором Шехтелем, которому был заказан проект административного и производственного помещений, скоропечатня начала сотрудничество еще в те времена, когда архитектор работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом.
Он построил для Товарищества очень красивое здание с башенками и стрельчатыми окнами под крышей


   
причудливым рисунком входной двери

цветами чертополоха по фасаду





и чудо-фонарями как у арки, так и над входом
   
А по-соседству - хитросплетение металлического узора решетки



Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года.После революции она была национализирована и на ее базе образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.
Наверное, это какое-то чудо, что в 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии. За это время, в частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, а также имеющие историческую ценность интерьеры.
На втором этаже здания был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Он соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или ком­натой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в пол­ном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.
Результатом работ стало не только внешнее и внутренне великолепие модерна, но и звание лауреата конкурса "Московская реставрация-2016", которое получило здание скоропечатни.
Использованные источники: "Прогулки по Москве", "Узнай Москву", Википедия

Tags: Москва, архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Прогулки по Сызрани. Ч.2. Архитектурные жемчужины

    Прогулку по Сызрани предлагаю продолжить не в самом центре, а в районе с забавным для иногородних названием Закрымзенский. Образовано оно от…

  • Прогулки по Сызрани. Ч.1

    "Стоит ли свернуть в Сызрань?" - может спросить себя автомобилист, движущийся по трассе М5. СтОит. Хотя бы ради возможности увидеть то,…

  • "А мы уйдем на север!.." - 2017. Няндома. Станция в стиле модерн

    В нашу первую поездку в Архангельскую область, когда состав остановился на станции Обозерская, я побежала фотографировать деревянное здание вокзала,…

  • Деревянная Сызрань

    "Сызрань тебе понравится, - убеждал меня муж, расписывая достоинства города, - там очень много старых деревянных домов и красивых…

  • НПЦ "Коллекция архитектурных деталей". Созидать, сохраняя

    Прошлое невидимой нитью вплетено в нашу жизнь, и мы, сами того порой не замечая, продолжаем ткать историческое полотно, добавляя свои краски и…

  • "А мы уйдем на север!.." - 2017. Каргополь

    Остался за мной должок - незавершенный рассказ о поездке двухлетней давности в Архангельскую область. Надеюсь в ближайшее время всё же закончить…

  • Дом со львом

    В эпоху максимальной информационной доступности открытия интересных мест и архитектурных памятников прошлого случаются чуть ли не чаще, чем в…

  • Храм "Утоли моя печали" ждет реставрация?

    Эта с виду будто игрушечная церковь по праву считается одним из основных архитектурных памятников Саратова. Ее разноцветные купола привлекают ничуть…

  • Все выше и выше

    Стремясь подняться поближе к облакам, некоторые люди зачастую лишают визуального доступа к небу тех, кому и у земли неплохо. Высотное строительство,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments