?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Знаете, что мне нравится в музеях небольших городов? Отсутствие конвейера посетителей. Здесь каждому рады настолько, что встречают как дорогого гостя, здесь готовы поделиться всем, что знают и уделить тебе максимум возможного времени. В уемском музее можно еще и завершить экскурсию чаепитием с вкусными пирогами.
"Музей народных промыслов и ремесел Приморья" достаточно молодой. Датой его основания принято считать 1 апреля 1993, однако в п.Уемский музей находится с 2004 года. Сотрудники музея занимаются проблемами сохранения традиционных для Приморского района ремёсел, а также исследуют обряды и обычаи, связанные с беломорскими промыслами

На экскурсии голова идет кругом от новых слов и их значений: карбас, кичига, грабилка... Рыбный промысел, охота, заготовка водорослей и древесины, солеварение - чем только ни занимаются в этих краях, но основные занятия, конечно, связаны с водными ресурсами.
Один из традиционных беломорских промыслов - сбор водорослей, той самой ламинарии или морской капусты, которая и сейчас растет в этих краях. Для сбора водорослей использовалось приспособление под очередным странным для меня названием - драга

Ходили поморы и на тюленя. Грусть-тоска, конечно, при мысли об этом, но по-другому в этих краях было никак

Один из бельков заполз прямо в музей. Еще и с рыбой в пасти

Большую роль в истории местных промыслов играло солеварение. Соль на самом деле варили, набирая в специальные металлические чаны, под которыми разводили огонь. Вода выпаривалась, а соль оставалась. Увидеть, как это выглядело, поможет макет соляной варницы, установленный в музее



Дело было весьма прибыльным, так как стоила соль очень дорого. Был лишь один минус: для процесса требовалось большое количество дров, а воспроизводство леса происходит весьма медленно. Чтобы представить размеры ущерба лесам, можно привести такой пример: солеварение на острове Анзер (Соловецкий архипелаг) началось в конце XV века, а закончилось к середине XVI века. За это время на острове площадью около 24 квадратных километров был вырублен весь лес.
Но, конечно, основную роль в жизни поморов играл рыбный промысел. Мужчины никогда не рыбачили с удочкой, это занятие было уделом детей, стариков и женщин. Мужчины всегда ходили на большую рыбу.
Они были не просто смелыми, а, по-моему, даже отчаянными ребятами, которые уходили в суровое море при минимуме средств безопасности, да и одежда с современной точки зрения слабо защищала от влаги. На фото ниже рыбацкие сапоги. Для того, чтобы кожа, из которой они сделаны, не впитывала воду, ее натирали салом или жиром морских животных. Кстати, знаете как называются эти сапоги? Бахилы!

Приспособления, которые использовались рыболовами, сделаны зачастую из самых простых вещей, которые можно было найти, наверное, в любой части побережья. Например, грузило для сетей, носящее название кИбас, изготовлено из камня, обернутого берестой. Вот оно слева на фото

Деревянные поплавки, веревки и сети, гарпуны, фонари - вот тот нехитрый набор приспособлений, который использовали местные рыбаки

Рыболовство было одной из статей доходов и в советское время. В области существовало множество рыболовецких колхозов, которые даже выпускали вымпелы к юбилейным годам существования артелей

Центральную часть выставки, посвященной промыслам Белого моря, занимает огромная лодка - кАрбас. Это традиционное поморское судно уникально тем, что собрано без единого гвоздя. Для сшивания досок использовали кожу или можжевеловый корень



Этой лодке уже больше ста лет, сделана она мастером из деревни Нижняя Золотица - Михаилом Ильичом Таратиным. На борту до сих пор видны отметки об имени судостроителя - буквы ТМИ

Мастера были во всех деревнях, расположенных по берегам рек, но самые умелые, самые известные – на побережье Белого моря. Продолжателей семейных династий судостроителей можно встретить и сейчас в некоторых населенных пунктах.
Если создание простой лодки требовало особых навыков, то что уж говорить о строительстве огромного морского судна. В этом процессе участвовало множество людей, помощь оказывали и женщины, которые носили воду, чтобы наполнить ей корабль для проверки водонепроницаемости



Эти фотографии представлены на еще одной музейной выставке - "Пустошь и Патракеевка – центры мореходства и судостроения". Пустошь - родина лоцманов или, как их называли в старину на Севере, - поморских вожей. Патракеевка - старинное поморское село, которому в этом году исполнилось 545 лет. Основным занятием его жителей всегда являлось мореходство и связанное с ним судостроение

В середине XIX века в Патракеевке открылись шкиперские курсы, содержавшиеся за счёт казны. В 1876 году были учреждены мореходные классы, которые в 1902 году преобразовали в двухгодичную мореходную школу.
В первое время обучения молодым мореходам преподавали общеобразовательные науки (арифметику, геометрию и другие), курсанты разбирали чертежи судов, также проводились занятия по такелажной работе, в том числе шитьё парусов.
Патракеевку называют Родиной капитанов. Здесь родился будущий полярник Василий Александрович Железников. Он был участником полярной экспедиции под руководством барона Э.В.Толля в 1900-1902 гг., а также экспедиции по поискам и спасению группы Э.В.Толля в 1903 г. С этим селом связано имя капитана-полярника Дмитрия Николаевича Чухчина, стоявшего на капитанских мостиках многих кораблей и ледоколов, в том числе "Ермака" и "Красина". Кроме того, он ходил в северных конвоях, был участником "огненного" рейса "Старого большевика". В 1958 году Дмитрий Чухчин был признан лучшим капитаном Министерства морского флота СССР. В честь него назван ледокольный пароход "Капитан Чухчин". Еще непременно стоит вспомнить Германа Дмитриевича Буркова - морехода в пятом поколении, капитана дальнего плавания, лауреата Государственной премии СССР, почетного полярника и автора нескольких книг.
На выставке есть предметы, которыми пользовались моряки во время походов, как бытовые вещи, так и сугубо специализированные: уникальные книги, навигационные приборы, всевозможная посуда

Кружка в морских цветах из судового британского сервиза

Блюдо конца XIX века

Сундук с нужными вещами. Особо чудесен фонарь, что справа, и раскрашенные вручную фотографии

А это нактоуз (или попросту шкафчик) с компасом

Но куда бы ни уходили поморы, как далеко ни заносила бы их судьба, они всегда думали о доме, в который непременно возвращались. На то, как жила деревенская семья Приморского района в конце XIX - начале XX века, посмотрим в следующий раз.

Предыдущие посты о поездке в Архангельскую область в 2016 году:
1. Постотпускное
2. "А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная
3. "А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города
4. "А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы
5. "А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный
6. "А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски
7. "А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского
8. "А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)
9. "А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина
10. "А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка

Posts from This Journal by “музеи” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
miha_top
Oct. 15th, 2016 11:37 pm (UTC)
Вот это лодочка. Хорошо сохранилась
sarlynx
Oct. 16th, 2016 11:35 am (UTC)
Сделана на совесть
Маргарита Таратина
Jun. 24th, 2019 04:47 pm (UTC)
Таратин М. И.мастер по строительству лодок.
Мой дед Таратин Николай Андреевич и отец Таратин Николай Николаевич из д.Таратинское,
Канино-Тиманского края/Ненецкий Автономный Округ/ Архангельской области, так же делали такие же лодки и карбасы, даже ещё в 1970 годах/мои воспоминания/,возможно по роду передавалось/родственники/
sarlynx
Jun. 26th, 2019 04:25 pm (UTC)
Re: Таратин М. И.мастер по строительству лодок.
Вам довелось ходить на них по морю?
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sarlynx
sarlynx

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com