sarlynx (sarlynx) wrote,
sarlynx
sarlynx

"Поедем, красотка, кататься!.."

Что может практически остановить движение в Саратове? Так, чтобы машины замедляли ход, пешеходы переставали разговаривать по телефону и начинали снимать, дети с восторгом дергали родителей за рукав и махали руками. Нужно всего лишь пустить по городу ретро-трамвай. В первый день октября "Саратовгорэлектротранс" организовал бесплатную поездку на нем. Уверена, что реакция горожан на этот транспорт в далеком 1908 году, когда в нашем городе по Ильинской улице (сейчас это улица Чапаева) прошёл пробный трамвай, была практически такой же, что и 108 лет спустя.
Записаться на экскурсию можно было в группе "Трамваи и троллейбусы Саратова" в соцсети ВКонтакте, но мест было не очень много и они заполнились очень быстро. Нам повезло оказаться в числе счастливчиков
Отправной точкой путешествия стало Кировское трамвайно-троллейбусное депо

На территории удалось одним глазком взглянуть на место, где живут трамваи. Отсюда они уезжают на работу, сюда возвращаются домой

Отдыхают в ожидании следующего рейса



Выстраиваются в красно-белую трамвайную бесконечность

На территории есть стенды с фотографиями основных вех истории предприятия




На одном из снимков ветераны депо стоят у того самого ретро-трамвая, на котором мы и отправимся практически в путешествие в прошлое

Он уже ждет нас

Вагон серии Х, хоть и моложе трамвайного движения в Саратове, но все же старичок - ему уже перевалило за 80 лет. Недавно трамвай привели в порядок: обновили обшивку, покрасили, оборудовали акустической системой

Звук не подвел, все, что рассказывал проводивший экскурсию Денис djhooligantk, было отлично слышно

Новшества коснулись, в основном, лишь эстетической стороны. Механическая осталась практически нетронутой. Так управление вагоном происходит по-старинке. Вагоновожатый здесь не сидит, а стоит во время всего пути. Кстати, как пишут саратовские любители электротранспорта, далеко не каждый сможет управлять этим трамваем

В вагоне две идентичные кабины. Когда-то трамвайная линия была однопутной и не имела разворотных колец на конечных, так что водитель просто переходил из одной кабины в другую, чтобы поехать в обратную сторону. За эту особенность трамваи называли "туда-сюда"

Тормоза вагона лихо переносят пассажиров в начало прошлого века: никакой привычной нам плавности хода при торможении нет и в помине. Несмотря на поручни и устройства для удерживания себя в горизонтальном положении, стоять во время движения крайне не рекомендуется, так как риск падения весьма велик

Во время остановок не единожды была возможность посмотреть на то, как все устроено не только внутри, но и снаружи. Во-первых, у трамвая нет привычных нам пантографов. Контакт с сетью осуществляется с помощью дугового токоприемника

Их на крыше два и они наклонены в разные стороны, что позволяет трамваю двигаться вперед и назад. Во время нашей поездки, правда, один из них перекинулся в другую сторону

Оказалось, что на отдельных участках контактный провод висит чуть выше, так что пришлось помогать налаживать связь трамвая с электричеством

На следующем фото видно, что бугель стоит практически вертикально

Во-вторых, во время поездки многие невольно узнали, что такое букса



И еще зачем нужна вот эта кнопка на полу кабины

Это, оказывается, трамвайная антипробуксовочная система. Водитель нажимает ногой на эту педальку и... на рельсы сыпется песок, чтобы колеса не прокручивались при мокрых или заиндевеших путях

Вот эта трубка для песка, направленная на рельс

Поездка была долгой. Начавшись в Кировском депо, что на Кутякова, мы проехали сначала до 6, потом до 10 Дачной, а затем вернулись в депо через Мирный переулок, то есть частично повторили путь по Дачной линии саратовского трамвая, которая существовала в городе век назад.
Путь без заезда на кольцо

Дачная линия была весьма популярна у горожан, которые ездили по ней на пикники. Несмотря на то, что город за прошедшее столетие сильно разросся, дорога на Дачных местами по-прежнему идет как по лесу



Особенно впечатляет осенний вид из окна

Когда-то трамвай ходил еще дальше - на Кумысную поляну, но продолжалось это недолго. Сейчас на Кумыске остались лишь отдельные артефакты, напоминающие о том времени: насыпь для пути, части мостиков, по которым ездил трамвай. Ну а у коллекционеров можно найти старые талончики, подтверждающие, что такая линия действительно была

На всех остановках к трамваю подходили люди, рассматривали, снимали и сами фотографировались рядом. Как можно пройти мимо такого красавца?

А уж каким удовольствием было наблюдать во время движения реакцию пешеходов и водителей! Это было как-то так))



И насколько ярко стал смотреться трамвай в вечернее время, когда внутри зажглись лампы



Во время поездки все в один голос говорили о том, как замечательно было бы устроить регулярный экскурсионный маршрут на этом трамвае. Прошла буквально неделя и уже появилась информация о такой возможности. Было бы здорово, если это желание осуществится. Такие экскурсии наверняка будут интересны не только туристам, но и самим горожанам.
В каком еще, скажите, общественном транспорте можно сейчас увидеть деревянную складывающуюся дверь, которая изнутри закрывается на шпингалет? Где вы найдете клепаную обшивку и множество мелких деталий, которые чудесны просто потому, что сейчас все это выглядит совсем по-другому?
   
И кто упустит возможность сделать снимок рядом со старым трамваем, чтобы затем, слегка обработав фотографию, хотя бы на этой карточке перенести себя в прошлое?

Хочется сказать большое спасибо Денису Жабкину за экскурсию, а компании "Саратовгорэлектротранс" за возможность стать одними из первых пассажиров ретро-трамвая.

Tags: Саратов, ретро, трамвай, транспорт, электротранспорт
Subscribe

Posts from This Journal “трамвай” Tag

  • Новогодний транспорт

    Иллюминация преображает город - мрачные улицы будто просыпаются ото сна, а фасады домов одеваются в праздничный наряд. На площадях и в скверах…

  • Там, где шли трамваи

    Трамваи по Радищева больше не едут, рельсы и контактную сеть тоже сняли, деревья повыпиливали, наделав парковочных карманов. Столбы, впрочем,…

  • Как мы катались на трамвае по Кутякова

    С завтрашнего дня закрывается движение трамвая №11 по ул.Кутякова, так что многие решили прокатиться по этой части маршрута в последний раз. Ну, а мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments